ТрансИльмень - 2004

Участники:
Иванова Тамара Яковлевна - руководитель
Иванов Владимир Александрович - руководитель
Максимов Иван - летописец
Малозёмов Алексей - завснар
Годунов Алеексей
Козлов Кирилл
Климчук Игорь
Корешкова Юлия
Колодина Диана
Малышев Иван
Зайцева Мария
Бахвалова Ольга - медик
Степаненко А. - реммастер

Даты акции: 24 - 25 января 2004 года

Место старта: д. Ретлё

«Счастлив тот, кто ценою молчания выдержал день такого пути...»


24 января. Одиннадцать лицеистов и два руководителя клуба путешественников «Улитка» на окраине деревни Ретлё (южный берег Ильменя) ожидают приближения альпинистов и сопровождающего их инструктора на мощном снегоходе. Участники полны отваги, языки ещё отпускают шутки. Вся группа в сборе. Идут последние приготовления перед стартом. Мороз крепчает. Первые полчаса возвышенное настроение не покидает тех, кто бросил вызов природе и собственной человеческой слабости. Душа впитывает в себя окружающие «арктические красоты», глаза наблюдают белое безмолвие, освещённое ярким солнцем. Но постепенно ноги устают и двигаются всё медленнее, рюкзак становится тяжелее, штыки лыжных палок проскальзывают по льду, хочется есть. После каждого привала хочется следующего отдыха, но на восстановление потраченных сил времени привала не хватает, а продлить отдых нет возможности из-за низкой температуры воздуха (-25!). Тепло только при движении, только под рюкзаком. После обеденного перекуса с чаем из термосов и домашними бутербродами силы возвращаются, и участники лыжного перехода рассуждают о красоте. Кто-то отождествляет красоту с гармонией, кто-то считает, что определить красоту словами нет возможности, так как слово убивает красоту. А на душе у всех восторг от обозримой красоты, от того, что каждый это может не просто увидеть, а прочувствовать. Восторг увеличивается, если удаётся оказаться среди прицепившихся за верёвку, привязанную к снегоходу. Тогда удаётся промчаться по «Белому Безмолвию» с приличной скоростью, уйти вперёд от всей группы.
Постепенно день клонится к вечеру. Путники больше молчат. «У природы много способов убедить человека в его смертности: ярость бури, ужасы землетрясения, но всего сильнее, всего сокрушительнее - Белое Безмолвие в его бесстрастности. Ничто не шелохнётся...» (Джек Лондон). Скоро будет темнеть. Мы устраиваемся на ночлег. Каждый утепляет себя и становится похожим на что-то среднее между любителями зимней рыбалки, эскимосами и «улитками». Ставим палатку, похожую на жилище северных жителей. За длинный вечер палатка исполнила роль столовой, спальной комнаты и переговорного пункта (через «мобилки» успокоили родителей, раззадорили друзей, узнали температуру в городе и ужаснулись). В общем, это, конечно, не дом, но переночевали мы хорошо. Для особо интересующихся можно пояснить, что палатка обогревалась газовым генератором. Скептики сразу ухмыльнутся и решат, что это не экстрим. Чудаки, вспомните, что мороз, что стенки палатки тонкие и продуваются даже лёгким ветерком, и, может быть, вы оцените наше мужество, которое позволило справиться со стихией.


25 января. Следующий день вначале был лёгким. Был виден берег, башни Юрьевского монастыря, дома, чаще встречались рыбаки, похожие на пеньки, примёрзшие к своим лункам. Но постепенно стало казаться, что путь бесконечен, что рюкзак тяжелее, чем вчера. Очень хотелось, чтобы снегоход провёз до самого города. И вот всё позади! Впереди родная лицейская «газель», вкусный обед, тёплая постель, горячая вода и многое, к чему мы все привыкли и уже не замечаем. Но каждому участнику будет вспоминаться мерное движение лыж впереди идущего, снег, ветер, друзья и Белое Безмолвие озера Ильмень.
«Разговоры смолкли. Трудный путь не допускает такой роскоши. Счастлив тот, кто ценою молчания выдержал день такого пути» (Джек Лондон).